Профессиональная
Психологическая Мастерская

Галины Горбатенко

Консультационно-тренинговый клуб
«Шанс»
К нам обращаются не больные,
А те, кто хочет избавиться
От больных метафор
chance@glg-psycholog.ru
Тел. 8  (916)  593-02-76
www.glg-psycholog.ru


На сайте
РАССТАНОВКИ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ТРЕНИНГИ
РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
КЛУБ
Грамотное обучение

д.п.н. Т.Г. Визель
к.п.н. Г.Л. Горбатенко

Гармоничный комплексный подход

к современному развитию ребенка.


Широко известны случаи, когда у детей отсутствует или, в значительной мере, снижен познавательный интерес, снижена мотивация к обучению, формируется девиантное поведение. Факты, свидетельствующие о неблагополучии в области правильного воспитания и обучения детей, так называемой нормы, весьма неутешительны. И это не может не настораживать, поскольку являются важнейшими сторонами жизни, как детей, так и взрослых.

Знаменитая пластичность детского мозга, фактор – безусловно, положительный: дети гораздо легче, чем взрослые усваивают информацию и, что самое главное, без особого напряжения и со значительной долей непроизвольности. С другой стороны, эта же пластичность играет отрицательную роль, поскольку все негативное, закрепившееся в детские годы, трудно «вычеркнуть из памяти» в будущем.

Помимо этой диалектической пары «положительное – отрицательное», значимы и такие приемы воспитания и обучения детей, которые:

- соответствовали бы возрастным параметрам,

- гармонично охватывали бы все стороны психического и физического статуса ребенка,

- соблюдали бы необходимые дозировки в нагрузках, т.е. во временных параметрах занятий и в степени информационной насыщенности,

- соответствовали бы основным требованиям школьной гигиены (помещение, парты по росту, ранцы, не деформирующие позвоночник и пр.).

Несоответствие этим требованиям в сторону перегрузок ведет к различным срывам ЦНС и ослаблению общих показателей жизнедеятельности организма, таких как:

- иммунитета,

- обмена веществ,

- гормонального обмена,

- вегетативных процессов и т.д.

Нередко эти симптомы становятся доминирующими и тормозят развитие ребенка в целом.

Кроме этого, несоответствие указанным требованиям в сторону недогрузки – также препятствует усвоению необходимых знаний и ведет к социальной депривации ребенка.

Особенно популярно, в настоящее время, мало продуктивное «натаскивание» детей, которое ведет к пресыщению информацией, а также к тому, что у тех детей, которых начинают рано и интенсивно обучать:

- понижается когнитивный интерес и страдает первичное звено любого учебно-воспитательного процесса – мотивация;

- возникают различные дискинезии в работе внутренних органов,

- происходят деформации позвоночника, причиной которых является длительное сидение за столом и отсутствие физиологически необходимого объема движений (ходьба, бег, прыжки и пр.);

В результате этого, нарушается становление нормального «диалога» между полушариями головного мозга. При этом одни дети формируются преимущественно по дискретно-логическому типу (левополушарному), другие - по аффективно-чувственному типу (правополушарному). Первое проявляется в структуре личности как сухость, холодность, расчетливость, второе – как импульсивность, необдуманность поступков, невротичность.

Особенно остро, в настоящее время, стоит вопрос с высоко одаренными детьми как лево-, так и правополушарных, которые способны к раннему усвоению достаточно сложного материала.

Такие дети названы американским психологом Ли Кэрролл – «Дети-индиго». Достоверных данных о происхождении этого названия нет. Сообщается, что некий экстрасенс увидел над головами таких детей ауру голубого цвета, а точнее, цвета индиго, в который окрашено одно из тропических растений, сыгравшего известную роль в «джинсовой эпопее». Утверждается, что дети-индиго способны усвоить программу средней школы чуть ли не в дошкольном возрасте. Во всяком случае, лозунг «читать раньше, чем ходить» с энтузиазмом выдвигается Ли Кэрролл и другими авторами, охваченными идеей раннего образования. Родителям внушается, что они теряют драгоценное время, не следуя предлагаемым программам, что их дети могут сделать головокружительную карьеру, не дожидаясь возраста зрелости. Разумеется, стоимость курсов такого образования пропорциональна его провозглашаемой эффективности. Создается впечатление, что проводится некая PR-акция коммерческого характера, которая преследует одну цель – прибыль. Ни в одной публикации на тему о детях-индиго, не упоминается о невротических срывах таких детей, о деформации характера у них, о развивающихся соматических заболеваниях.

Подобный образовательный прессинг, но не в столь радикальной форме, стал распространенным и в России. Не секрет, что детские сады превращаются в мини-школы. На вопрос, что ты делал в детском саду, многие дети отвечают: «Учился читать, писать, рисовать». А ведь сама идея дошкольного детского учреждения – это идея сада, где детки должны взрастать, как цветочки. Конечно, «поливать и удобрять почву» (их организм) надо, но не в столь интенсивной форме. Между тем, школы ждут «образованных» детей: - «Иначе не принимают» - жалуются родители. Да и в период школьного обучения, ситуация не лучше. Укажем некоторые из тревожных моментов:

1. Безотрывное письмо шариковыми ручками, несмотря на то, что иннервация мышц пишущей руки, к этому моменту, еще не установлена. Нейрофизиологические эксперименты, проводимые директором института возрастной физиологии, профессором М.М.Безруких, академиком Д.И.Фарбер и др., наглядно демонстрируют это. Как следствие этого факта - отмечены случаи писчего спазма («заикания на письме») – тяжелого нервного заболевания. Помимо этого, - ужасающий почерк, т.е. искажение графомоторного навыка, и, что еще хуже, псевдодисграфии. Последние развиваются из-за «боязни не успеть», как формулируют сами дети. Им не до правил правописания, лишь бы не отстать. При этом предпосылки к обучению грамотному письму (фонематическая компетенция, понятийно-языковое мышление и пр.) у многих детей, попадающих в дисграфики, имеются.

2. Чтение на скорость, которое препятствует пониманию детьми того, что они читают, отбивает вкус к чтению. Иногда, у детей с неокрепшими мышцами артикуляционного аппарата это выливается в неразборчивость звукопроизношения (псевдодизартрию).

3. Запрет на счет с внешними опорами (афферентациями), невзирая на незрелость структур мозга, которые могут обеспечить отвлеченные (не предметные) количественные операции.

4. Объемные домашние задания, которые ложатся на плечи преимущественно родителей, нервная система которых, не выдерживает этой нагрузки и бумерангом отзывается на ЦНС ребенка.

5. Формализация методик обучения, рассчитанная более на память о способе выполнения задания, решения арифметической задачи, чем на стимуляцию механизмов мышления. А так же, «придирки» к тому, что цифры вписаны не в те клеточки, не на таком расстоянии друг от друга и т.д., приводят к тому, что ребенок больше фокусирует свое внимание на оформлении задания, чем на способах решения.

6. Непосильно тяжелые ранцы, которые ребенок должен носить в школу и из школы, вместо того чтобы пользоваться дома одним комплектом книг, а в школе другим и т.д. и т.п.

В настоящее время грамотное обучение, с физиологической и психологической точек зрения, должно быть и стимулирующим и щадящим одновременно. Идея такого воспитания, получившего название гармоничного, завоевала прочное место в образовательных институтах многих стран. К сожалению, необходимость гармонии в методах и средствах обучения, в большинстве случаев, постулируется, но не соблюдается.

К настоящему времени сложилась ситуация, при которой от названых выше отрицательных моментов обучения и воспитания, в первую очередь, страдают дети обеспеченных родителей. Им, более чем другим родителям, доступны частные педагоги, которые бояться потерять хорошо оплачиваемые места, и всеми силами вкладывают во вверенных им детей как можно больше. Родители, которые соревнуются друг с другом в том, чей ребенок более образован в 3-5 лет, довольны теми педагогами, которым удается добиться более заметных результатов своих усилий. То, что позже у этих детей возникают нервные и соматические заболевания, эпизоды негативизма и даже агрессии, непластичность в движениях, дискоординации и дизритмии, никак не связывается с фактом их раннего обучения. Круг замыкается.

Важна и следующая проблема: загруженные обучением дети плохо общаются друг с другом, у них страдает самооценка. У одних детей развивается детский снобизм: «Я лучше всех, я больше всех знаю!». Такие дети нередко имеют гипертрофированные претензии на лидерство, постоянно озабочены соперничеством с другими детьми. У других - развивается тревожность: «Я не справлюсь, я делаю хуже, чем Петя, Маша и т.п.». Они стараются избегать контактов с потенциальными соперниками.

Чтобы не сделать грубых ошибок в воспитании и обучении детей, начиная с самого раннего возраста, или же исправить уже имающиеся последствия, необходимы усилия разных специалистов, которые прилагались бы в течение длительного времени. Важно также, чтобы эти усилия подчинялись одной концепции, одной методологии, учитывали возрастные параметры ребенка, индивидуальные особенности его характера, интересов, склонностей, врожденных задатков, и, что не менее значимо, мозговой организации физических и психических процессов. Нельзя переоценить и роль родителей, которые обязательно должны участвовать во всех процессах воспитания и обучения, однако не самопроизвольно, а получив соответствующие теоретические и практические разъяснения. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное и не травмирующее обучение и воспитание.

Для того чтобы в процессе воспитания и образования ребенка, добиться высоких результатов, сохранив, при этом, его здоровье и высокий познавательный интерес (т.е. мотивацию к обучению на всех его ступенях), коллективом наших специалистов разработана гармоничная, комплексная программа, которая:

- подчиняется одной концепции, одной методологии

- учитывает возрастные параметры ребенка

- индивидуальные особенности его характера

- его интересы и склонности

- врожденные задатки и возможности

- мозговую организацию физических и психических процессов.

- устанавливает тесное сотрудничество с родителями ребенка, которые участвуют во всех процессах воспитания и обучения, придерживаясь соответствующих теоретических и практических рекомендаций, разработанных специалистами.

Все это обеспечивает гармоничное, с физиологической и психологической точек зрения обучение и воспитание. А комплексное решение этой проблемы, одновременно является стимулирующим и щадящим, успешным и не травмирующим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

Наш календарь
17.10.2012             11:43